|
| Admin
|
Сообщение: 2
Зарегистрирован: 19.03.08
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 15.04.08 10:34. Заголовок: О проекте
Начало массовой информатизации отечественного образования было положено в 1984 году, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о введении предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе и широком внедрении ЭВМ в учебный процесс. За последующие семь лет, вплоть до распада Советского Союза, на информатизацию образования было выделено свыше 3 млрд долларов. На эти средства организовывалось производство школьных компьютеров, осуществлялись поставки оборудования в учебные заведения, выпускались учебные пособия, переподготавливались учителя и т.д. В 90-х годах информатизация указывалась среди приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. В начале XXI века была принята федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОИС). Вместе с тем, начиная с первых шагов и до самого недавнего времени, информатизация образования рассматривалась управленческими структурами и профессиональным сообществом преимущественно как некая техническая задача. Под ней понимались в первую очередь поставки компьютеров, подключение к Интернету, введение курса информатики. Информатизация не связывалась непосредственно с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения, достижением новых учебных результатов, модернизацией всех сторон жизни общеобразовательной и профессиональной школы, использованием компьютера во всех учебных предметах. Не решался вопрос массового формирования педагогической ИКТ компетентности учителей. Проект ИСО делает самую масштабную и системную за прошедшие 20 лет попытку решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением парадигмы образования, обновлением способов педагогической деятельности. Полное решение столь масштабной задачи возможно в течение длительного срока, выходящего за пределы временных рамок проекта. Поэтому миссией проекта является запуск процесса изменений, обеспечение условий его необратимости и формирование механизмов поддержки. Изменения эти, базируясь на информационных и коммуникационных технологиях, будут захватывать и содержание образования по всем предметам, и уклад школы. Проектирование и реализация изменений будут осуществляться на различных уровнях: школы, муниципалитета, региона. При определении состава и содержания работ проекта использовались отечественный и зарубежный опыты информатизации школы, практика работы передовых образовательных учреждений страны, опыт региональных программ информатизации школы, результаты региональных и федеральных программ и проектов, включая «Федеральную программу развития образования», федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды», «Инновационный проект развития образования» и др. Проблемы решаемые в проекте Проект ИСО ориентирован на решение следующих взаимосвязанных между собой проблем: 1. Растущее неравенство в доступе к образовательным услугам. В рамках проекта предполагается создание широкого спектра учебных материалов «нового поколения», ориентированных в том числе на самостоятельное использование учащимися для самообразования, а также обучение педагогов способам эффективной работы с этими материалами. Дизайн проекта предусматривает формирование системы дистанционного профильного обучения через Интернет учащихся старших классов и поддержку заочных школ, ведущих целенаправленную подготовку способных учеников к поступлению в вуз по избранной специальности. Все это позволит учащимся, независимо от места их проживания и социального статуса, получить доступ к новым средствам обучения и учебным программам более высокого уровня. 2. Неравенство региональных возможностей в сфере образования. Проект нацелен на решение проблем отдаленных районов и сельских школ посредством создания разветвленной системы межшкольных методических центров (ММЦ). Эти центры широко охватят районы внутри регионов, тем самым облегчив доступ сельским учителям, учащимся и местному населению к образовательным и информационным ресурсам. Новые учебные материалы, разработанные в рамках проекта, будут доставляться в отдаленные районы страны на CD носителях или через спутниковую связь. Формирование системы ММЦ и создание общедоступных учебных материалов в значительной степени позволят преодолеть растущую угрозу разрыва в уровне информатизации образования между российскими регионами и на территории конкретных регионов. 3. Снижение качества преподавания. В ходе реализации проекта будет сформирован потенциал по разработке и использованию современных электронных учебно-методических материалов, которые найдут применение во всех школах России. Новые учебные материалы будут стимулировать разработку и использование современных методов преподавания. Будет организована постоянно действующая система повышения квалификации и методической поддержки учителей, способствующая распространению новых подходов к преподаванию. Предусматривается организация обучения для специалистов в области педагогического дизайна, которые будут работать в формирующейся отрасли по выпуску электронных материалов. 4. Недостаточная готовность учащихся исполь зовать свои знания в реальных жизненных ситуациях. Повышение образовательных результатов, обеспечение активной учебной работы школьников в пилотных регионах проекта будет достигнуто путем предоставления им возможностей: • работать непосредственно с понятиями, материалами и средами; принимать на себя роль экспериментатора, проверять гипотезы и стремиться делать заключения на основе собранной информации; • работать в условиях группы или команды. Это позволяет добиться более глубокого осмысления новых идей и их последующего изложения, установления взаимосвязи новых понятий с ранее изученным материалом; • работать в условиях реального мира. Средства ИКТ позволяют более точно моделировать различные ситуации и условия реального мира, в котором впоследствии необходимо будет применять новые знания; • гибко использовать ИКТ ресурсы, работать с изучаемым материалом множеством различных способов, создавать и представлять продукцию, демонстрирующую результаты обучения в очень конкретных формах. 5. Недостаточный уровень подготовки педагогов и других работников сферы образования к использованию ИКТ в учебном процессе. Большинство учителей и работников управления образованием в пилотных регионах проекта пройдут подготовку в области информатизации образования и применения новых, основанных на ИКТ учебно-методических материалов. В дальнейшем педагоги и администраторы образования будут получать постоянную консультационную и методическую поддержку на базе ММЦ. 6. Несоответствие содержания начального профессионального образования требованиям рынка труда. Проект окажет поддержку учреждениям начального профессионального образования посредством совершенствования учебно-методических материалов, основанных на ИКТ и предназначенных для развития общих навыков по решению проблем, которые очень востребованы на рынке труда. Будут разработаны материалы и проведено обучение преподавателей, ориентированное на переход к современным гибким методам педагогической работы. 7. Несоответствие нормативно правовой базы задачам информатизации образования. Проект окажет содействие в реформировании российской нормативно-правовой базы, связанной с созданием и применением учебно-методических материалов, основанных на ИКТ, а также дистанционным обучением. Указанная деятельность предполагает включение вопросов, связанных с использованием ИКТ, в аттестацию учителей — как будущих педагогов, так и учителей, повышающих свою квалификацию. Цели проекта Проект ориентирован на достижение трех взаимосвязанных между собой целей: 1. Обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи. 2. Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы. 3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе. Первая цель относится к вечным проблемам образования. Школа индустриального общества (единая общеобразовательная школа) ее фактически не решала: соответствующие усилия прикладывались лишь в сравнительно немногих элитных учебных заведениях. Перед школой информационного века стоит задача формировать познавательную самостоятельность у большинства учащихся. К новым инструментам и технологиям, появившимся сегодня для решения этой задачи, относятся: • энциклопедически полные, постоянно обновляемые и расширяемые, общедоступные библиотеки цифровых образовательных источников — мультимедийные образовательные материалы нового поколения, задающие новый уровень наглядности и доступности, обеспечивающие простор для самостоятельной деятельности учащихся; • компьютерные инструменты и среды для поддержки этой деятельности — от стандартных офисных приложений и общедоступных редакторов до специализированных предметных и задачных сред, профессиональных приложений и их учебных адаптаций. Составная часть проекта ИСО — формирование и распространение этих библиотек и инструментов, используемых в новых учебных курсах, основанных на активных методах учебной работы школьников. Вторая цель недостаточно часто оказывается в центре внимания специалистов в области информатизации школы. Вместе с тем хорошо известно, что любые попытки требовать от педагогов создать условия для развития творческой активности и самостоятельности школьников, в то время как сами учителя лишены этой возможности, обречены на провал. Учителя должны давать примеры и образцы поисковой, творческой деятельности, быть мастерами учения. Сегодня появились доказавшие свою эффективность интеллектуальные инструменты и новые информационные технологии, которые облегчают творческую работу учителей, помогают оформлять, накапливать и развивать свои педагогические находки. В проекте ИСО эти инструменты включены в комплекс средств формирования информационной среды образовательного учреждения: работа с коллекциями цифровых образовательных источников, разработка учебных занятий и учебно-методических материалов, работа с базами данных учащихся, накопление и обработка материалов педагогического опыта и т.п. В проекте также предусматривается текущая поддержка учителей в освоении и использовании образовательных технологий. Третья цель касается интернет-образования. Она становится особенно актуальной в связи с введением профильной подготовки школьников. Заочная форма учебной работы — единственная возможность получить углубленную подготовку для тех школьников, которые не могут изучать профильные курсы (в том числе — элективные) в своей школе. Быстро развивающиеся сегодня технологии и инструменты учебной работы через Интернет обеспечивают практическую возможность углубленной подготовки учащихся в таких школах.
|